Меню

Круизы с видом на "Лахту", стадион и ЗСД набрали популярность на фоне бума водных прогулок

Лето 2018 года оказалось удачным для организаторов водных экскурсий по рекам и каналам Петербурга. Теплая погода и гости мундиаля увеличили спрос на круизы. Изменилось и поведение туристов. Вместо традиционных видов на Медного всадника, Петропавловскую крепость и Зимний дворец они стали чаще выбирать прогулки к современным инфраструктурным проектам, появившимся за последние 2-3 года.
Опрошенные "Деловым Петербургом" участники рынка водных экскурсий заявляют о росте спроса на речные прогулки минувшим летом. Поток туристов, желающих посмотреть на Северную столицу с борта теплохода, увеличился примерно на 25-30%. Ожидания предпринимателей оправдались: перед началом навигации самые оптимистичные прогнозы варьировались на уровне 15-20%.
Общую картину подпортило повышение цен на дизельное топливо. Однако аномальная жара и чемпионат мира по футболу сыграли на руку основным перевозчикам. Благодаря этим факторам удалось частично компенсировать издержки на горючее.
Интерес к классическим маршрутам с историческими достопримечательностями сохраняется. Но судовладельцы отмечают одну важную тенденцию — в новом сезоне резко набрали популярность ночные круизы к стадиону на Крестовском острове, "Лахта центру" и вантовым мостам Западного скоростного диаметра. В целом спрос на прогулки по рекам и каналам увеличился на 25-30%.
Доводы о необычайно теплом лете, благодаря которому теплоходы пользовались повышенным вниманием иностранных и российских туристов, подтверждал ранее главный синоптик петербургского Гидрометцентра Александр Колесов. По информации метеослужб, прошедшее лето действительно оказалось одним из самых теплых за всю историю наблюдений в городе. Самым жарким днем стало 10 августа, когда столбик термометра поднялся до 31,7 градуса. В июле температура трижды поднималась выше 30 градусов, а в августе это произошло 4 раза.
Общая ситуация по сравнению с холодным 2017 годом отличается кардинально. Дождливое лето, как сообщал "ДП" в прошлом году, обрушило оборот водных перевозок на треть. Убытки компаний насчитывали 400 млн рублей при общем объеме рынка 1,3 млрд рублей.
Еще перед началом навигации участники рынка прогнозировали подорожание на свои услуги из-за роста цен на дизельное топливо.
В следующем году ситуация вряд ли изменится в лучшую сторону, уверены предприниматели. "Это удар не столько по перевозкам, сколько по потребителям. Все это приведет к существенному удорожанию услуг (не только наших) в следующем году. Россия уже находится в самом начале падения общего спроса из-за роста цен, а в нашей сфере это будет очевидно уже в следующем сезоне", — предупреждают в "Неватрип". В нынешнем сезоне потери из-за топлива удалось частично компенсировать за счет повышения оборота, добавили представители "Ирбиса". "На рентабельность такого бизнеса, как речные перевозки, не может не влиять рост цен на топливо, тем более что бизнес наш не круглогодичный и затратный, поэтому любое повышение цены на один из ключевых компонентов формирования стоимости перевозки не радует. В этом году это немного компенсировалось увеличением оборота, что будет в следующем, прогнозировать трудно", — рассуждают в судоходной компании. Участники рынка просят администрацию Петербурга работать над увеличением туристической привлекательности региона и как можно чаще взаимодействовать с бизнесом, связанным со сферой речных перевозок, чтобы оперативно узнавать о проблемах и совместно их решать.
Закрывая прошлый сезон навигации, в Ассоциации владельцев пассажирских судов Петербурга жаловались Смольному, что рентабельность круизов по воде достигает максимум 5%, поэтому любые масштабные перемены способны разрушить этот рынок, насчитывающий более 70 компаний. Власти обещали развивать проект городских причалов. По мнению чиновников, расширение сети для остановок теплоходов снизит цены на швартовку, увеличит количество пассажирских судов и повысит качество туристических услуг. Тем не менее не все места с городскими причалами удобны с точки зрения доступности основных достопримечательностей.
Фото: Ковалев Петр
ИСТОЧНИК: Деловой Петербург